Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Как узнать без помощи специалиста, готов ли ребенок к школе? Какие тесты и методики обычно используют психологи и приемная комиссия при поступлении в школу? Родители могут оценить уровень подготовки ре­бенка с помощью ответов на следующие вопросы:

1. Владеет ли ребенок основными понятиями, например, пра­вый/левый, большой/маленький, верх/низ?

2. Умеет ли ребенок классифицировать предметы, например, стул, стол, шкаф, кровать - мебель?

3. Может ли ребенок угадать концовку незамысловатой истории?

4. Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как ми­нимум три указания: "Надень носки, сходи в ванную, там умойся и сразу принеси мне полотенце"?

5. Приходилось ли ребенку сопровождать взрослых на почту, в магазин, в сберкассу?

6. Был ли ребенок в библиотеке?

7. Бывал ли ребенок в деревне, в зоопарке, в музее?

8. Была ли у вас возможность регулярно читать малышу, рас­сказывать ему истории?

9. Есть ли у ребенка любимое занятие, хобби?

10. Может ли ребенок обозначить окружающие его предметы?

11. Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых?

12. Может ли ребенок объяснить, для чего служат различ­ные вещи, например, пылесос, щетка, холодильник?

13. Может ли ребенок объяснить, где расположены пред­меты: ручка на столе, тапочки под стулом?

14. В состоянии ли малыш рассказать историю или описать какой-нибудь произошедший с ним случай?

15. Четко ли ребенок выговаривает слова?

16. Правильна ли его речь с точки зрения грамматики?

17. Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, ра­зыграть какую-либо ситуацию, участвовать в домашнем спектакле?

18. Выглядит ли ребенок веселым дома и среди сверстников?

19. Легко ли малышу удается привыкать к изменениям в рас­порядке дня?

20. Способен ли ребенок играть и заниматься самостоя­тельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми?

21. Включается ли ребенок в игру других детей, делится ли с ними?

22. Соблюдает ли он очередность, когда этого требует си­туация?

23. Способен ли ребенок слушать других не перебивая?

24. Хорошо ли ребенок слышит и видит?

25. Способен ли он посидеть спокойно в течение опреде­ленного времени?

26. Развита ли у него координация моторных навыков для спортивных игр и занятий?

27. Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?

28. Выглядит ли он здоровым, сытым, отдохнувшим?

29. Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхо­жие формы?

30. Может ли ребенок различать глухие и звонкие звуки (б/п)
и правильно расслышать короткие слова (кот/год) ?

31. Знает ли ребенок свое имя и название предметов, встре­чающихся в его повседневной жизни?

32. Способен ли ребенок разложить по порядку серию кар­тинок?

33. Понимает ли он, что читают слева направо?

34. Может ли самостоятельно, без посторонней помощи сло­жить головоломку из 15 элементов?

35. Может ли интерпретировать картинку, составить не­большой рассказ по ней?

36. Может ли ребенок рифмовать слова?

37. Различает ли слова, начинающиеся на разные звуки, на­пример, лес/вес?

38. Может ли повторить за взрослым несколько слов или цифр?

39. Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив ос­новную мысль и последовательность событий?

40. Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги са­мостоятельно?

41. Внимательно ли и с удовольствием ли он слушает, когда ему читают вслух?

42. Задает ли вопросы о словах, об их значении?

Если ответы на большинство вопросов положительные, то можно с большой долей вероятности предположить, что ребе­нок готов к школе.

Также можно провести ряд тестов, используемых детскими психологами при поступлении в школу. Вот один из них.

Тестовая беседа на степень психосоциальной зрелости:

1. Назови свои фамилию, имя, отчество.

2. Назови фамилии, имена и отчества папы и мамы.

3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь - тетей или дядей?

4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше?

5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?

6. Сейчас утро или вечер?

7. Когда ты завтракаешь - вечером или утром? Когда ты обе­ даешь - утром или днем?

8. Что бывает раньше - обед или ужин?

9. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.

10. Кем работают твои папа и мама?

11. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш?

12. Какое сейчас время года - зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?

13. Когда можно кататься на санках - зимой или летом?

14. Почему снег бывает зимой, а не летом?

15. Что делают почтальон, врач, учитель?

16. Зачем в школе нужны парта, звонок?

17. Ты хочешь пойти в школу?

18. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?

19. Каких животных ты знаешь?

20. Каких птиц ты знаешь?

21. Кто больше - корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?

22. Что больше: 8 или 5? 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух.

23. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

ОЦЕНКА ОТВЕТОВ

За правильный ответ на все вопросы одного пункта ребенок получает 1 балл, кроме контрольных. На правильные, но неполные ответы на вопросы ребенок получает 0,5 балла. К контрольным относятся вопросы № 5, 8,16, 22. Они оцениваются так:

№ 5 - ребенок может вычислить, сколько ему лет -1 балл, на­зывает год с учетом месяцев - 3 балла;

№ 8 - за полный домашний адрес с названием города - 2 балла, неполный -1 балл;

№ 16 - за каждое правильно указанное применение школь­ной атрибутики -1 балл;

№ 22 - за правильный ответ - 2 балла;

№ 17 оценивается совместно с № 15 и № 22; если в № 15 ре­бенок набрал 3 балла и в № 17 - положительный ответ, то счита­ется, что у него положительная мотивация к обучению в школе.

Если ребенок получил 24-29 баллов, он считается доста­точно зрелым для начала занятий в школе, 20-24 - среднезре-лым, 15-20 - демонстрирующим низкий уровень психосоциаль­ной зрелости.

Подготовлено по материалам открытых Интернет-источников.

Вложения:
Скачать этот файл (К школе готов.pdf)К школе готов.pdf282 Кб